По итогам 2017 года производство автоклавного газобетона в России может снизиться на 6-8%, прогнозируют аналитики маркетингового агентства Abarus Market Research.
Долгое время среди всех строительных материалов именно газобетон был лидером по темпам прироста производства, напоминают эксперты. Так, до 2009 года выпуск газобетонных блоков рос на 20-30% ежегодно. И даже в кризис 2008-2009 года этот сегмент среди всех стеновых стройматериалов пострадал меньше всего. При этом уже в 2010 году было произведено больше, чем в 2008 году — 5 млн куб. метров против 4,7 млн. В дальнейшем рост продолжался, и к 2015 году объем выпуска газобетона достиг 11,5 млн куб. метров.
«Было удивительно, как при таком ежегодном количественном увеличении рынка сохранялись настолько высокие приросты», — отмечает директор по исследованиям компании Вера Никольская.
Бурный рост рынка привлекал на рынок все новых и новых игроков. Ежегодно открывалось по нескольку заводов в различных регионах страны. Особенно их много оказалось сосредоточено в Центральном федеральном округе. В одной только Московской области их в данный момент насчитывается шесть, а во всем ЦФО — 25 действующих производств, большинство из которых были введены в строй после 2007 года. Силами заводов, расположенных в центре страны, производится 45-50% всего отечественного автоклавного газобетона.
В Abarus Market Research говорят, что сейчас на рынке газобетона диктуют условия новые крупные заводы, объединенные в холдинги. А продукция старых предприятий постепенно вытесняется. «В лидеры вырвались компании, которые еще пять лет назад не входили даже в первую тридцатку крупных», — утверждает Никольская.
В пример она приводит новые предприятия, большинство из которых открылись после кризиса 2009 года: три завода МПРК «ГРАС» (Калужская и Саратовская области, Ставропольский край), «Главстрой-Усть-Лабинск» и «КСМК-ВКБлок» (оба в Краснодарском крае), «Кселла-Можайск», «Бонолит», ЗАО «Элгад-ЗСИ», «ЕЗСИ-Егорьевский завод строительных материалов» и завод Aerostone (все пять из Московской области), ООО «Аэробел» (Белгородская область), «ЭКО» (Ярославль), «Аэрок-СПб» и «Н+Н» (Ленинградская область), «Аэроблок» (Калининград»), «Волжский завод строительных материалов Bikton» (Марий Эл), уральский завод «Теплит» и сибирский «Сибит».
Однако два года назад бурный рост сменился падением. Это привело к тому, что ряд предприятий, в том числе крупных, начали покидать рынок. В 2017 году выпало из конкурентной борьбы ПГ «Стройкомплект» (Санкт-Петербург). Площадку еще одного петербургского завода «211 КЖБИ» приобрела «Группа ЛСР» («Аэрок»). Также в 2017 году банкротству подвергся новосибирский завод «Бетолекс» (проект компании «Сибирский строитель»), производство которого было налажено в 2012 году и полностью остановлено в ноябре 2016 года.
Продолжают выбывать из строя и старожилы отрасли. Так, ОАО «Кирпич силикатный» (Республика Мордовия) последний свой газобетонный блок выпустило в 2015 году и встало, не в силах расплатиться с кредитами за обновленное оборудование. Также не очень хорошо себя чувствует ОАО «Кировгазосиликат».
Хуже всего то, что прогнозы аналитиков рынка пока не внушают оптимизма его участникам. Так, в 2017 году эксперты ожидают дальнейшего снижения спроса на 10-15%, особенно в отдаленных от Москвы регионах.