Независимый строительный портал Независимый строительный портал
Он-Лайн тех.поддержка
Поиск по сайту производится «Яндексом» Искать
Контактная информация:
Электронная почта:reklama@nsp.su
Главная страницаОглавлениеАналитические обзоры
Поиск производителя
Местанахождение
Производитель
Искать в радиусе
Искать
ПАРТНЕРЫ
Входные уличные двери от производителя Vinchelli в Москве. Купить входную уличную дверь тут.
АВТОРЫНОК

«Биржевая надбавка на цемент»: анализ рынка цемента Санкт-Петербурга

Количество просмотров: 5168
Роман Денисов

Основная доля цемента поступает в Петербург через биржевые торги. Рыночные, казалось бы, механизмы устраивают не всех покупателей. В условиях дефицита на каждом аукционе фиксируется новый рекорд цен.

По данным петербургского Комитета по строительству, потребность города в цементе составляет свыше 3,2 млн тонн в год. Официально его нехватку оценивают в 0,8 млн тонн, однако многие эксперты заявляют, что город запросто "съест" и более 5 млн тонн этого материала. В Ленобласти работают всего три цементных завода: в Пикалево ("Евроцемент-групп"), Сланцах (завод "Цесла" принадлежит немецкому концерну Heidelberg Cement) и Волхове (управляющая компания "СевЗапПром").

ЦЕМЕНТНЫМИ МАРШРУТАМИ

В прошлом году крупнейший производитель отрасли  "Евроцемент-групп"  начал переводить торговлю цементом на конкурсную основу, используя Московскую фондовую биржу. Сейчас доля биржевого цемента на петербургском рынке составляет около 60%. И каждый месяц объемы продукции, реализованной на торгах, все возрастают.

В этих условиях цены с начала года (по самым скромным оценкам) поднялись на 35-40%. Например, в июле "Евроцемент-групп" просил за тонну цемента, реализуемого по прямым договорам, 3500-3800 руб., а цемент, купленный на бирже, стоил более 5000 руб.

Лишь небольшая группа заказчиков покупает цемент прямо на заводе. Производители, как правило, создают собственные торговые компании, которые занимаются реализацией продукции. Например, самый крупный производитель в Ленобласти  Пикалевский завод (занимает свыше 60% рынка) самостоятельно отпускает заказчикам не более 25% продукции  под погрузку автотранспортом. За сбыт остального товара отвечает региональное торговое отделение "Евроцемент-групп".

При этом не весь цемент поступает напрямую потребителям. Сказать точно, какую долю занимают посредники, никто не берется, но они претендуют не меньше чем на 30% рынка.

Чтобы заниматься этим бизнесом, нужно "иметь выход" на железную дорогу, прилегающие к ней склады, подвижные составы или обладать мощным парком цементовозов. По оценке группы компаний "Прок", этот рынок в Петербурге сегодня контролируют примерно 20 фирм, хотя их общее число значительно больше.

"Это сложный бизнес, поскольку цемент - дефицитный продукт,  говорит Сергей Смирнов, руководитель отдела маркетинга группы компаний "Прок".  Мы сталкиваемся с рынком продавца. Сколько бы ни поступило цемента в продажу, все уходит с колес. В таких условиях требуется тщательное прогнозирование потребностей в данном продукте, объемов поставок, разнесение их во времени и т.д.".

БИРЖА ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ

С развитием биржевых торгов ситуация на рынке начала меняться. Как рассказывают в компании "Капитолина Групп", которая занимается поставками цемента, работать через биржу сложнее: "Во-первых, оплата производится за месяц до того, как поступает цемент, а это существенно снижает наши возможности, во-вторых, объем минимального заказа ограничен восемью вагонами цемента, при этом в одном лоте идет только одна марка цемента, что также создает неудобства. Наконец, стоимость цемента увеличивается на каждых торгах как минимум на 10%".

"Только за последние два месяца цены взлетели на 40%,  замечает Виталий Шизлович, специалист компании "Портланд".  К тому же торги  это как повезет. Например, в прошлый раз нам удалось полностью разместить свои заявки, но иногда можно остаться ни с чем. В этих условиях очень важен финансовый ресурс компании.

У кого он ограничен, тем приходится туго. Не исключено, что некоторые фирмы уйдут с рынка". Другие эксперты с этим не согласны. "В нашем регионе работает много предприятий, потребляющих цемент, и не все готовы торговаться на бирже или работать напрямую с заводами, поэтому фирмы-дилеры никуда с рынка не денутся",  уверены представители ООО "Цемент-СПб".

"За май-июль биржевые цены на цемент поднялись в среднем на 43-45%, что составляет около 1400 руб. за тонну,  отмечает исполнительный директор ЗАО "Метробетон" Михаил Бизяев.  При отсутствии реальной конкуренции и дефиците мощностей биржа сознательно используется как инструмент обоснования высокой цены".

ЗАКУПКА ВПРОК

Крупные заказчики предпочитают брать цемент напрямую у производителей и самостоятельно заниматься поставками. "Чтобы создать некоторый страховой запас, нужно оборудовать собственные склады,  говорит Александр Дубодел, руководитель отдела маркетинга "Объединения 45".  Этот запас устанавливается для каждого предприятия индивидуально исходя из экономической целесообразности, прогнозируемого дефицита, планов продаж".

С ним соглашаются специалисты компании "СЗНК-Бетон", у которой также есть собственный парк и силосы для хранения цемента. Директор по снабжению компании Игорь Ходяченко говорит: "В этом году мы запускаем еще две емкости по 650 тонн каждая, что позволит значительно расширить количество марок принимаемого цемента".

Михаил Бизяев отмечает, что такая практика лишь демонстрирует низкий уровень нашего рынка: "Даже крупные зарубежные производители ЖБИ пользуются услугами специализированных организаций, занимающихся поставками цемента. У нас пока многие заказчики, например производители бетона, хотят гарантий бесперебойных поставок, поэтому ведут этот бизнес самостоятельно. Но по мере развития рынка их будет все меньше".

КИТАЙСКИЙ ЦЕМЕНТ - НЕ МИФ

Наметилась еще одна примечательная тенденция: чтобы избежать дефицита, заказчики готовы покупать цемент за 1000 км от Петербурга. Поскольку себестоимость его производства весьма высока, доля транспортных расходов в конечной стоимости продукта не столь существенна, как при перевозке щебня или песка. Ближе всех к городу расположено производство "СевЗапПрома"  в Волхове.

"Транспортная составляющая доходит до 6-7% от стоимости цемента,  замечает Александр Утевский, генеральный директор ООО "Управляющая компания "СевЗапПром".  Дороже всего привезти в Ленобласть цемент из Пикалево. Здесь транспортные издержки увеличиваются до 10-11%. Если покупать материал в других регионах, наценка уже составит около 30%". Несмотря на это привозной цемент зачастую обходится дешевле местного.

Например, с апреля в Москву начали возить цемент с Дальнего Востока, а компания ОАО "СпасскЦемент" (Приморский край) отгружает товарный клинкер (основное сырье для производства цемента) в Сланцы для "Цеслы". В Петербурге, по некоторым данным, уже опробована схема поставок из Китая (морским транспортом).

Эксперты объясняют арифметику такого транзита: если приобрести в Китае цемент по $40-50 за тонну, то в Петербурге его стоимость все равно останется конкурентоспособной, даже если транспортные расходы увеличат ее в несколько раз.

Источник: журнал "Недвижимость Петербурга"

Количество просмотров: 5168
Оставить комментарий 
Вернуться назад 
куртка зимняя удлиненная мужская этому
Реклама от YouDo
ВХОД ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Вход     Регистрация

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Редакция: editor@nsp.su
Общие вопросы: info@nsp.su
Реклама: reklama@nsp.su
Реклама   |   О нас   |   Карта сайта


При использовании материалов сайта ссылка (hiperlink) обязательна
Copyright© 2006 - 2020. NSP.SU.
All rights reserved.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100