Николай Ключник работает футеровщиком на Спасскцементе 11 лет. Ключники – это трудовая династия футеровщиков на заводе, которую достойно продолжает герой нашей публикации.
«Отец работал, сейчас он на пенсии, – говорит Николай Евгеньевич, – теперь мы со старшими братьями».
При этом Николай Ключник честно признаётся, что в профессию пришёл потому, что так сложилась жизнь. Но не жалеет.
Работа внутри печи – особая. Здесь очень важна командная часть, чтобы всегда было рядом плечо коллеги.
«Бывает, после работы мы всей бригадой – а на смене нас 10 человек – в баньку идём, – отмечает Николай Евгеньевич. – Где надо обновить кирпич, мы видим по остаточному внешнему виду. Иногда, если есть подозрение, но точной уверенности нет, рассверливаем или выдавливаем кирпич, чтобы понять, нужно ли наше вмешательство. И разумеется, нас контролирует техотдел».
Все знания о профессии наш герой получил от старших коллег. Это уже позже были курсы повышения квалификации. Основа работы футеровщика – практика. И свои знания сегодня он тоже передаёт новичкам.
«Но при этом повторяю, что состояться в профессии не получится, если не будет стремления узнать что-то новое. А ещё нужны выносливость и стремление работать хорошо, – подчёркивает он. – Цифровые технологии не то чтобы обошли работу футеровщика стороной, нет. Появился новый инструмент, например».
Но в ответ на вопрос, не стал ли огнеупорный кирпич легче, Николай Евгеньевич улыбается: «Вот уж точно нет!» Да и наивный вопрос корреспондента нашей редакции, боятся ли футеровщики-огнеупорщики огня, тоже его повеселил: «Мы ж не сами огнеупорные. Мы защищаем металл от огня».
Егор Савин с недавнего времени трудится мастером по строительным работам ремонтно-строительного управления Теплоозёрского цементного завода, но большую часть времени - 18 лет - посвятил профессии огнеупорщика .
«Футеровщиком стал не сразу, получал знания от старших товарищей – учили меня мужики в бригаде, – вспоминает Егор Игоревич. – Потом и я вот так же молодняк учил. И не только. Пришли в бригаду ребята почти моего возраста, но опыта маловато, значит, расскажу и покажу всё, что знаю».
В работе футеровщика есть особая ответственность – важно уложить кирпич так, чтобы не пришлось в авральном режиме останавливать печь.
«Укладка должна быть долговечной, на сезон минимум, – подчёркивает Егор Савин. – Случаются прогары. Бывает. Но если делаем изначально новую кладку, то это минимум месяца три нормальной работы. А потом всё равно в некоторых местах кирпич подгорает. Мы зачищаем и закладываем новым.
«Мы» – это бригада из пяти человек, дружная команда, единая и слаженная работа которой очень важна».
«Стала ли ваша работа более усовершенствована? Может быть, кирпич легче стал?»
«Нет, кирпич, по-моему, стал тяжелее, – улыбается Егор Игоревич. – Но вот что касается инструмента. Кирки стали удобнее, нам современную циркулярную пилу для резки кирпича приобрели. Это гораздо проще и удобнее, чем киркой кирпич ломать. Но именно в нашей работе всё не то чтобы по старинке, а просто так, как правильно и необходимо. Тем, кто хочет освоить профессию, нужно быть внимательным, слушать наставника. А мы, опытные футеровщики, новичка не бросим. Вот как раз у нас в бригаде новенький, мы за ним и присмотрим, и объясним, и покажем. Главный показатель хорошей работы бригады футеровщиков – это когда всё работает и идёт по плану. Так и должно быть».